Главная Мой профиль Регистрация Выход Вход
Приветствую Вас Гость | RSS
Суббота
18.05.2024
18:12
Елена Лебедева
Меню сайта
Категории каталога
Мои статьи [0]
Статьи обо мне [2]
Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Отлично
2. Хорошо
3. Неплохо
4. Плохо
5. Ужасно
Всего ответов: 0
Главная » Статьи » Статьи обо мне

Вещичка или вещь?

     В названии спектакля «Вещица» московского драматического театра «КомедиантЪ» большая доля самоиронии или же... осторожности. Ну что ж, осторожность тут не помешает, ведь в основе спектакля не что-нибудь, а сам роман «Мастер и Маргарита»!
     На сегодняшний день лично я не видела ни одного спектакля, ни одной экранизации, равноценной литературной основе. Даже фильм Юрия Кары, пиратские копии которого проникли таки в народ, несмотря на интригу единственного официального показа, хорош отдельными сценами, а в целом всё же не дотягивает, и звёздный актёрский состав не спасает. На каждую следующую попытку посягательства актёрской братии на великий роман теперь у меня возникает почти аллергическая реакция.
     Но «Вещицу» рискнула-таки посмотреть. Подкупило скромно-ироническое название, и подзаголовок ему подстать «эхо фантазии в окрестностях романа «Мастер и Маргарита». Что ж, по крайней мере, работали люди, понимающие, что на инсценировку замахиваться не стоит. С другой стороны, под «эхом фантазии» можно протащить любую лабуду, вплоть до совершенно параллельного сюжета, где главный герой фанат Булгакова, а героиня любит жёлтые цветы и зовётся Маргаритой. Так что, риск был, но… любопытство победило.
     Несколько лет назад театр «КомедиантЪ», играющий в разных музеях Москвы, подкупил меня тем, что вместо билета на входе спрашивали талон к врачу, а в антракте по рецепту выдавали водку. И так в каждом спектакле у них есть какой-нибудь прибамбас, так сказать, свой стиль, свой почерк. На сей раз при входе с пришедших потребовали ни много, ни мало – шпагу («А вы разве без шпаги пришли?»)!!! У кого шпаги не оказалось, нужно было срочно вспомнить цитату из романа, и хотя я читала его раз пять, так вот вдруг вспомнилось только самое примитивное «никого не трогаю, сижу примус починяю» (за себя стыдно, каюсь), кто-то судорожно звонил домой (помощь друга?), кто-то рисовал шпагу на обороте билета, а самые сообразительные предъявляли заранее купленные программки, где специально для малочитающей современной молодёжи красовалась фотография шпаги.
     Когда же, наконец, все расселись, действие началось с… жеребьёвки, актёры распределяли, кто кого сейчас будет играть. (После спектакля я пыталась выяснить, настоящая ли жеребьевка или, как всегда, дурят нашего брата и сестру впридачу. Выходило, вроде, настоящая… Но я, как Станиславский «не верю», так что придётся прийти ещё – проверить.)
     Комнаты, то есть места действия, как это стало уже традиционно в «нехорошей квартире» по ходу спектакля меняются. В «Вещице» переходов с места на места я насчитала пять, а кроме комнат сценой выступила на этот раз и лестница в подъезде, причём переходы сами по себе тоже оказались действием – в частности, во время одного из них очаровательная Гелла (актриса Елена Лебедева) настойчиво предлагала красное вино (свой стиль, свой почерк?..).
     Всего романа мне, слава Богу, не показали. Я бы про эту вещицу сказала «главы из романа». Кое-что даже понравилось! Вполне убедительны были профессор Стравинский (актёр Д.Напалков), Аркадий Апполонович Семплеяров (актёр А.Сенькин), Коровьев (актёр А. Огородов) и вообще все персонажи были на удивление... «булгаковские».
     Новый приём, которого я ещё не видела в этом театре – включение в действие видеосюжетов. Тут «КомедиантЪ», конечно, не открывает Америку, но… Разные режиссёры по-разному соединяют ткань экранных образов с традиционно сценическими (это тема отдельной статьи) здесь же видеофрагмент «Сон Маргариты» – по сути, самостоятельный короткометражный фильм, снятый здесь же в «Нехорошей квартире» (режиссёр – актёр Д.Майоров). Фильм самодостаточный, но при этом абсолютно вписывающийся в общее «эхо фантазии». Второй сюжет совершенно иной – это интервью с Мариэттой Чудаковой – всемирно-известным булгаковедом, я давно читала её «жизнеописание Михаила Булгакова», а впервые увидела на этом спектакле. Прикольно,.. как говорит нынешняя молодёжь.

     Когда же всё закончилось, первая мысль – почему так мало? Посмотрев на часы, понимаю, что время в очередной раз доказало свою субъективность. Актёры лихо и с куражом отработали всё, означенное в программке, а чувство зрительской неудовлетворённости и даже голода меня не покидало. Наверное, подсознательно хотелось всё-таки, если не всего романа, то хотя бы большего количества сцен из него, многие сюжетные линии в спектакле вообще не затрагивались. Но если верить постулату о преимуществе качества перед количеством, то… Что было затронуто, тьфу, тьфу, тьфу… не разочаровало.

     Однако вопрос висел в воздухе. Что же, всё-таки, представляет из себя этот спектакль с таким неярким, но интригующим названием «Вещица» (третья работа театра «КомедаинтЪ» по произведениям Булгакова). Что это – вещичка – то есть, безделица, кое-что на известную тему, безответственно и непретенциозно? Или всё-таки, это – вещь, несмотря на фрагментарность и мозаичность, создающая самое главное – неповторимую булгаковскую атмосферу, и этим главным соответствующая гению писателя?
     Для себя я оставила этот вопрос пока открытым. Надо прийти ещё: проверить истинность жеребъёвки, найти слабые места и раскритиковать, посмотреть другие составы (с другими актерами может получиться другой спектакль…). Ну а потом уже буду делать выводы.
По мнению режиссёров Алёны Чубаровой и Ирины Егоровой, каждый зритель на этот вопрос будет находить свой ответ, в зависимости от его личных отношений с романом.

     Ира Солёная

Категория: Статьи обо мне | Добавил: elena-lebedeva (26.08.2009)
Просмотров: 501 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

 Copyright MyCorp © 2024